Правовой режим чрезвычайного положения объявленный в отдельной местности может действовать


Правовой режим чрезвычайного положения объявленный в отдельной местности может действовать

Правовой режим чрезвычайного положения, объявленный в отдельной местности, может действовать

Правовой режим чрезвычайного положения (ЧП) представляет собой временную правовую меру, вводимую в соответствии с законодательством при наличии угрозы безопасности государства, жизни и здоровью граждан. В ряде случаев правовой режим чрезвычайного положения, объявленный в отдельной местности, может действовать ограниченное время и только на конкретной территории. Это регулируется федеральными законами и иными нормативными актами, обеспечивающими правовую определённость и конституционную законность таких мер.

Нормативная база правового режима чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение регулируется Федеральным конституционным законом №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года. Согласно этому закону, режим ЧП может вводиться:

  • на всей территории государства;

  • в отдельных его регионах или административно-территориальных единицах.

Основанием для введения ЧП являются обстоятельства, создающие угрозу:

  1. Конституционному строю.

  2. Жизни и здоровью граждан.

  3. Общественной безопасности и правопорядку.

Условия и порядок введения ЧП в отдельной местности

Законные основания

Правовой режим чрезвычайного положения, объявленный в отдельной местности, может действовать только при наличии следующих оснований:

  • массовые беспорядки;

  • природные или техногенные катастрофы;

  • эпидемии, эпизоотии;

  • попытки насильственного захвата власти;

  • террористические акты.

В каждом случае ЧП вводится указом Президента Российской Федерации с обязательным последующим утверждением Советом Федерации.

Срок действия

Максимальный первоначальный срок действия режима ЧП — 30 суток. При необходимости возможно продление, но только в пределах действия указа Президента и при наличии согласования с Советом Федерации. На практике срок устанавливается с учётом масштаба и характера угрозы.

Ограничения и меры, действующие в условиях ЧП

Введение режима ЧП сопровождается временным ограничением отдельных конституционных прав граждан и расширением полномочий исполнительной власти. Возможные меры:

  • ограничение свободы передвижения;

  • установление комендантского часа;

  • временное изъятие имущества;

  • цензура в СМИ;

  • запрет на проведение массовых мероприятий;

  • привлечение Вооружённых Сил к охране правопорядка.

Все ограничения и меры должны быть прямо предусмотрены указом о введении чрезвычайного положения и соответствовать принципу соразмерности.

Полномочия органов власти при действии ЧП в отдельных территориях

В условиях режима ЧП в отдельной местности осуществляется передача части полномочий федеральным или региональным органам исполнительной власти. В таких случаях назначается командующий, отвечающий за реализацию чрезвычайных мер на конкретной территории.

К числу его полномочий может относиться:

  • координация деятельности правоохранительных органов;

  • организация эвакуации населения;

  • обеспечение функционирования критической инфраструктуры;

  • принятие решений по ограничению движения и распределению ресурсов.

Отличие ЧП от режима повышенной готовности и ЧС

Важно разграничивать режим чрезвычайного положения и режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ЧС). Последние вводятся органами исполнительной власти в порядке, предусмотренном законодательством о защите населения и территорий от ЧС и не предполагают ограничения конституционных прав граждан.

Режим ЧП является исключительно конституционной мерой и может быть введён только указом Президента РФ в рамках Федерального конституционного закона.

Территориальные особенности применения режима ЧП

Примеры и практика

В практике введения ЧП чаще используются территориально ограниченные режимы, позволяющие:

  • локализовать угрозу;

  • минимизировать ущерб экономике;

  • снизить социальное напряжение за пределами зоны действия режима.

Таким образом, правовой режим чрезвычайного положения, объявленный в отдельной местности, может действовать в рамках полномочий федеральной власти при соблюдении всех установленных процедур.

Ответственность за нарушение режима ЧП

Нарушение установленных ограничений в условиях чрезвычайного положения влечёт административную или уголовную ответственность. Органы внутренних дел и Вооружённые Силы имеют право на применение мер принуждения в соответствии с законом.

Наиболее распространённые правонарушения:

  • нарушение комендантского часа;

  • участие в несанкционированных мероприятиях;

  • отказ от выполнения законных требований должностных лиц.

Ответственность определяется на основании Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации.

FAQ

Какими нормативными актами регулируется чрезвычайное положение?
Федеральный конституционный закон №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Конституция РФ, указ Президента РФ о введении режима.

Кто принимает решение о введении ЧП?
Президент РФ на основании предложения Совета Безопасности с последующим утверждением Советом Федерации.

На какой срок может вводиться чрезвычайное положение?
Максимально на 30 суток с возможностью продления.

Можно ли ввести ЧП только в одном регионе?
Да, правовой режим чрезвычайного положения, объявленный в отдельной местности, может действовать при наличии законных оснований.

Какие права граждан могут быть ограничены при ЧП?
Свобода передвижения, право на собрания, доступ к информации, право собственности и иные права в пределах, установленных указом.

{login}

Твой комментарий..

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив