Правовой режим чрезвычайного положения (ЧП) представляет собой временную правовую меру, вводимую в соответствии с законодательством при наличии угрозы безопасности государства, жизни и здоровью граждан. В ряде случаев правовой режим чрезвычайного положения, объявленный в отдельной местности, может действовать ограниченное время и только на конкретной территории. Это регулируется федеральными законами и иными нормативными актами, обеспечивающими правовую определённость и конституционную законность таких мер.
Чрезвычайное положение регулируется Федеральным конституционным законом №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года. Согласно этому закону, режим ЧП может вводиться:
на всей территории государства;
в отдельных его регионах или административно-территориальных единицах.
Основанием для введения ЧП являются обстоятельства, создающие угрозу:
Конституционному строю.
Жизни и здоровью граждан.
Общественной безопасности и правопорядку.
Правовой режим чрезвычайного положения, объявленный в отдельной местности, может действовать только при наличии следующих оснований:
массовые беспорядки;
природные или техногенные катастрофы;
эпидемии, эпизоотии;
попытки насильственного захвата власти;
террористические акты.
В каждом случае ЧП вводится указом Президента Российской Федерации с обязательным последующим утверждением Советом Федерации.
Максимальный первоначальный срок действия режима ЧП — 30 суток. При необходимости возможно продление, но только в пределах действия указа Президента и при наличии согласования с Советом Федерации. На практике срок устанавливается с учётом масштаба и характера угрозы.
Введение режима ЧП сопровождается временным ограничением отдельных конституционных прав граждан и расширением полномочий исполнительной власти. Возможные меры:
ограничение свободы передвижения;
установление комендантского часа;
временное изъятие имущества;
цензура в СМИ;
запрет на проведение массовых мероприятий;
привлечение Вооружённых Сил к охране правопорядка.
Все ограничения и меры должны быть прямо предусмотрены указом о введении чрезвычайного положения и соответствовать принципу соразмерности.
В условиях режима ЧП в отдельной местности осуществляется передача части полномочий федеральным или региональным органам исполнительной власти. В таких случаях назначается командующий, отвечающий за реализацию чрезвычайных мер на конкретной территории.
К числу его полномочий может относиться:
координация деятельности правоохранительных органов;
организация эвакуации населения;
обеспечение функционирования критической инфраструктуры;
принятие решений по ограничению движения и распределению ресурсов.
Важно разграничивать режим чрезвычайного положения и режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ЧС). Последние вводятся органами исполнительной власти в порядке, предусмотренном законодательством о защите населения и территорий от ЧС и не предполагают ограничения конституционных прав граждан.
Режим ЧП является исключительно конституционной мерой и может быть введён только указом Президента РФ в рамках Федерального конституционного закона.
В практике введения ЧП чаще используются территориально ограниченные режимы, позволяющие:
локализовать угрозу;
минимизировать ущерб экономике;
снизить социальное напряжение за пределами зоны действия режима.
Таким образом, правовой режим чрезвычайного положения, объявленный в отдельной местности, может действовать в рамках полномочий федеральной власти при соблюдении всех установленных процедур.
Нарушение установленных ограничений в условиях чрезвычайного положения влечёт административную или уголовную ответственность. Органы внутренних дел и Вооружённые Силы имеют право на применение мер принуждения в соответствии с законом.
Наиболее распространённые правонарушения:
нарушение комендантского часа;
участие в несанкционированных мероприятиях;
отказ от выполнения законных требований должностных лиц.
Ответственность определяется на основании Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации.
Какими нормативными актами регулируется чрезвычайное положение?
Федеральный конституционный закон №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Конституция РФ, указ Президента РФ о введении режима.
Кто принимает решение о введении ЧП?
Президент РФ на основании предложения Совета Безопасности с последующим утверждением Советом Федерации.
На какой срок может вводиться чрезвычайное положение?
Максимально на 30 суток с возможностью продления.
Можно ли ввести ЧП только в одном регионе?
Да, правовой режим чрезвычайного положения, объявленный в отдельной местности, может действовать при наличии законных оснований.
Какие права граждан могут быть ограничены при ЧП?
Свобода передвижения, право на собрания, доступ к информации, право собственности и иные права в пределах, установленных указом.